Поиск Детей
Возраст:
Пол:
Текущий статус:
Консультации по вопросам семейного устройства
Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
827
249

Патронат – обретения самостоятельности

Патронатное воспитание - широко распространенная в Подмосковье форма устройства детей–сирот. Электростальское Управление опеки и попечительства заключило три договора о патронатном воспитании и более десяти о передаче на постинтернатное воспитание. Устанавливается патронат тогда, когда не могут быть применены другие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – усыновление, опека, приемная семья. На патронат могут быть переданы – дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, дети, родители, которых лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими и т.п. Возрастных ограничений у воспитанников нет. Но, как правило, это подростки, поскольку именно для них эта форма устройства наиболее удобна. При установлении патроната над ребенком, достигшим десяти лет, учитывается его согласие. Патронатный воспитатель не является законным представителем ребенка, в отношении которого установлен патронат. Законным представителем остается учреждение по патронату – детский дом, профессиональное училище или иное государственное (областное), муниципальное образовательное учреждение, в котором воспитываются дети, имеющие соответствующий статус.

Дети, переданные на патронат, живут в семье воспитателя., поэтому к патронатным воспитателям предъявляются довольно жесткие требования. Люди, нарушавшие закон, судимые, плохо занимавшиеся воспитанием своих или чужих детей никогда не смогут стать патронатными воспитателями. Учитывается и состояние здоровья, и наличие жилплощади, отвечающей санитарным нормам и характеристика с места работы. Отношения между патронатными воспитателями, учреждением по патронату и органами опеки и попечительства строятся на основе договора, заключаемого между ними. Патронатные воспитатели получают вознаграждение в сумме пяти тысяч рублей, или семи с половиной тысяч, если ребенок является инвалидом. На ребенка, переданного на патронатное воспитание, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Московской области, т.е. патронатному воспитателю, перечисляются деньги на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь, приобретение предметов хозяйственного обихода, учебных пособий для воспитанника.

Существует три вида патроната – непосредственно патронатное воспитание, при котором ребенок передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя, постинтернатный патронат как форма оказания социальной помощи сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и социальный патронат. В ведении органов опеки и попечительства находится патронатное воспитание и постинтернатный патронат. Последний предусматривает самостоятельное проживание лица, в отношении которого он установлен и осуществляется в форме посещения патронатным воспитателем воспитанника по месту жительства с целью оказания социальной помощи. Это был небольшой экскурс в законодательство. Более подробно об этом говорит Закон Московской области «О патронате» (от 5 июля 2003 года № 77/2003-ОЗ).

Вполне естественно, что молодые люди хотят быть самостоятельными, строить свою жизнь так, как сочтут нужным. Но в обычных, «родительских» семьях, старшее поколение - мамы, папы, бабушки, дедушки, так или иначе, участвуют в судьбе повзрослевшего дитяти – советом, разносторонней помощью, просто теплой поддержкой, делятся своим богатым житейским опытом, болея душой за родное существо. Это естественный процесс. Кто же поможет подростку-сироте, на вид уже повзрослевшему, но остающемуся в душе ранимым ребенком, нуждающимся в поддержке и внимании умудренного жизнью человека? Конечно патронатные воспитатели. Они становятся родными людьми для тех, кого родители бросили на произвол судьбы.

Женщина и девушка, входят в кабинет. На вид мама и дочка. Мама заботливо поправляет на дочке шарфик, девушка в свою очередь пододвигает стул, чтобы мама могла присесть. Мама с гордостью рассказывает: « Вот на работу ходили устраиваться. Она девочка серьезная – не смотрите, что такая модница – трудолюбива очень и старательная». Однако – они даже не родственники. Эти двое пришли продлить договор о постинтернатном воспитании – воспитатель и воспитанница.

Задачи постинтернатного патроната: «…защита прав и интересов ...лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет…постинтернатная адаптация…профилактика социального сиротства» - так гласит Закон «О патронате». На деле же отношения воспитанников и воспитателей, практически, семейные. С воспитателями советуются как с близкими людьми, надеясь, что они «взрослые», старшие всегда помогут, решат любые трудные задачи, выручат в любой беде. Воспитатели помогают делать уроки и оформлять документы, посещают с воспитанниками врачей, следят, чтобы жилплощадь воспитанника действительно имела жилой вид. Все наши патронатные воспитатели – женщины. Воспитанники и воспитанницы чаще всего называют их мамами. Тем не менее, ни в коей мере нельзя утверждать, что это чисто женское дело. Патронатные воспитатели - мужчины необходимы – ведь воспитанников и воспитанниц среди молодых людей, находящихся на постинтернатном воспитании примерно поровну. Воспитатель – своего рода учитель жизни, готовящий воспитанника к будущему самостоятельному существованию. Можно возразить – «Они уже совершеннолетние. В их годы самостоятельными быть пора, а не за «поводырей» цепляться». Но не надо забывать, что у большинства ребят, находящихся на постинтернатном воспитании была непростая судьба, им, порой, гораздо труднее, чем «родительским» детям адаптироваться в обществе.

И, конечно, особенно непросто инвалидам. Выпускник коррекционной школы- интерната Женя как большой ребенок Мальчик остался круглым сиротой, с четвертого класса находился в коррекционной школе. Галина Петровна Губашева была у него классным руководителем, а стала второй мамой. Вместе ездили в оздоровительный лагерь летом, на выходные брала мальчика домой, в свою семью. Женя вырос, окончил школу, а самостоятельной жизни побаивался. Галина Петровна подростка не бросила. Став патронатным воспитателем, она учила его готовить, стирать, убирать комнату, которую выделили выпускнику. Помогла сделать ремонт. Труднее всего было адаптировать Евгения к жизни в непривычной для него среде, вне стен родной школы. Но юноша постоянно чувствовал, что он не один, что он не брошен. Они вместе ходили по врачам, была оформлена инвалидность и пенсия. Евгений устроился на работу. Он становится самостоятельным человеком, проживет на собственной жилплощади, все делает сам – так и должно быть. Сына Галины Петровны Женя считает братом. Молодой человек обрел уверенность в себе, в том, что он не лишний в этой жизни.

Постинтернатный патронат становится все более популярной формой устройства молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ведь именно в юношеском возрасте так хочется быстрее стать самостоятельным, взрослым, обрести собственное «я» и уважение окружающих, но при этом так необходимо участие и внимание, помощь добрых, заботливых и мудрых людей.

Н.Финагина


Если Вам захотелось поучаствовать в этом благородном труде, обращайтесь в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Электросталь по адресу: г. Электросталь ул. Мира, дом 5 каб. 406 т. 57-1-99-16, г. Электросталь ул.Первомайская, дом 36 «а» т.57-5-36-45 Приемные дни вторник, четверг.

Rambler's Top100